::: Программы :::

 


"Не разрушая созидать и созидая -    
процветать"    

        СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ВМЕСТЕ В XXI ВЕК, программа принятая Ассоциацией выпускников столичных вузов, ориентирована на реализацию целей АВСВ.
        Основываясь на анализе положения детей и молодежи в России, создатели проекта выделили основные направления развития проекта, включая образовательное. На данном этапе образовательное направление получило свое развитие на основе научно-практического проекта "Образовательный центр".
        Надеемся, что материалы, представленные для ознакомления:

ФРАГМЕНТЫ ПРОГРАММЫ:

"Образование, досуг и общественное воспитание"
"Мы заявляем о своих стратегических правах",

а также

Реферат "Образование для стратегического развития России", подготовленный руководителем проекта "Образовательный центр", обсужденный на рабочем заседании Консультативной коллегии и утвержденный вице-президентом АВСВ В.В. Пугачевым в качестве программный документ развития образовательного направления

Введение к совместному научно образовательному проекту "Процессы самоорганизации и построение гражданского общества в свете вызовов XXI века"
_______________________________________________________________

"ОБРАЗОВАНИЕ, ДОСУГ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ"

        В советские времена школа, помимо образовательной, выполняла и другие функции. В том числе осуществляла социальный контроль, задавала определенные рамки поведения детей в обществе, структурировала их время. На сегодняшний день многие из этих функций утрачены.
        Так, до недавнего времени школьная администрация в соответствии с законом "О всеобщем обязательном среднем образовании" была обязана довести всех школьников, в том числе и "трудных", до аттестата зрелости. Теперь это положение отменено, и школы с легкостью избавляются от "трудных" подростков, не утруждая себя заботой об их трудоустройстве или переводе в другие учебные заведения.
        Если ранее районные органы среднего образования должны были интересоваться каждым ребенком, достигшим семи-восьмилетнего возраста и не поступившим в школу по месту жительства, то теперь обучение детей практически полностью в руках их родителей и опекунов, иногда недобросовестных. "...Только в Москве не учатся в начальных школах 7% детей, которые по возрасту должны были бы их посещать.
        Несмотря на то, что с 80-х годов число заканчивающих общеобразовательную школу подростков уменьшается, а выпускников профессионально-технических училищ - растет, само число училищ и техникумов сократилось в два раза. В результате "более 1,5 млн детей нигде не учатся и не работают.
        Государственные школы при всем их несовершенстве позволяют в какой-то степени смягчить у детей ощущение социального неравенства. В бедной стране с тяжело работающим и сильно пьющим населением государственные школы "давали шанс" и служили отдушиной детям из особо неблагополучных семей, чьи родители по каким-либо причинам пренебрегали их воспитанием, образованием и жизнеобеспечением. Теперь все больше становится гимназий, лицеев и элитных частных школ, в которые попадают либо одаренные дети, либо отпрыски платежеспособных родителей (чаще всего оба эти требования сочетаются). Из-за низкой заработной платы и тяжелых условий труда происходит отток учителей из государственных школ в частные, одновременно происходит и массовый отсев учащихся из государственных школ. На сегодняшний день нехватка учителей в государственных школах достигает порядка 30 тыс. Многие педагоги пытаются привлечь внимание к разложению государственной системы обязательного бесплатного среднего образования.
        
Особые обстоятельства, влияющие на получение образования

        Существует ряд обстоятельств, негативно сказывающихся на возможности получения нормального образования. К ним можно отнести национализм властей ряда регионов; отсутствие у ребенка родителей (сиротство); наличие у ребенка хронического заболевания.
        Дети в национальных регионах. В ряде регионов России безоглядный национализм властей приводит к непродуманным реформам в системе школьного образования. Так, требование учить детей на языке коренной национальности в некоторых случаях приводит к полному отсечению детей от мировой культуры. Например, на якутском языке нет не только книг и учебников, но практически не существует и письменности как таковой. Кроме того, явно не хватает квалифицированных педагогов, которые могли бы преподавать школьную программу на языках коренных национальностей. С подобными трудностями сталкиваются не только явно неблагополучные в социально-экономическом и политическом отношении регионы, но относительно стабильные (например, Татарстан ).
        Дети, лишившиеся родителей. Особую проблему представляет собой обучение детей, лишившихся попечения родителей. В 1994 году таких детей было выявлено около 1,5 млн (на 26% больше, чем в 1993 году), сейчас называется уже цифра в 4 млн. И хотя появились новые формы содержания детей-сирот (попечительские семьи, семейные детские дома и т.д.) и упростился процесс усыновления, число воспитанников домов-интернатов не снижается. Интернаты переуплотнены (впервые за многие годы), а передача функций управления и финансирования этого рода учреждений в ведение местных органов власти привела к ухудшению положения детей. В связи с перегруженностью и недостаточным медицинским обслуживанием заболеваемость в интернатах в два раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место выходят нервно -психические расстройства, приводящие к задержкам интеллектуального развития и эмоционально-волевой незрелости. Такие интернаты и раньше считались рассадниками социального неблагополучия, и раньше их воспитанники зачастую вставали на криминальный путь, но в последние годы ситуация стала еще более тяжелой.
        По мнению одного из экспертов, "возможности учреждений в организации досуга детей, их эстетического воспитания, физического развития резко сократились. Из интернатов, как и из школ, уходят наиболее способные люди. Руководителями назначаются люди, не имеющие ни соответствующего образования, ни специальной подготовки. Психологов имеют только 54% детских домов и 67% школ-интернатов, социальных педагогов - еще меньше... Тревожит мысль о последствиях, когда через пять-семь лет нынешние воспитанники интернатов будут выходить в жизнь".
        Условия жизни детей, лишившихся семьи, нередко близки к экстремальным, а вероятность маргинализации и острого социального неблагополучия в будущем для них очень велика.


""МЫ ЗАЯВЛЯЕМ О СВОИХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРАВАХ".


1. Право на формирование проекта будущего России и идеологии будущего. Без преодоления нынешнего российского системного кризиса путь в будущее закрыт. Чтобы преодолеть такой системный кризис, то есть кризис всех основных, без исключения, компонентов общества и государства, необходима, прежде всего, общенациональная консолидирующая идеология. Сердцевиной такой идеологии может быть только проект будущего России. Суть такого проекта - новая модель российского общества и российского государства, способная эффективно противостоять принципиально новым вызовам и угрозам XXI века и обеспечить выживание и развитие многонационального народа России в условиях кардинально меняющейся геополитической и геоэкономической системы мира. Но проект цивилизационного будущего России, консолидирующая идеология будущего не могут быть сформированы и реализованы в условиях растущего отчуждения государства от российского общества, в условиях неспособности общества контролировать государственную власть. Первый, главнейший шаг в борьбе за будущее - преодолеть разрыв между народом и государством возвратить контроль общества над государственной властью. Российская молодежь начала действовать в этом направлении и гото- ва к ответственным поступкам в борьбе за свое будущее и будущее своей страны. Только при непосредственном участии молодежи могут быть созданы и реализованы проект будущего России и идеология будущего.

2. Право молодежи на достойное место в жизни страны и достойную жизнь. Выход из российского системного кризиса, прорыв из нынешнего опасного переходного состояния невозможны без выдвижения единой, понятной всем общенациональной цели. Такой целью может быть только реальный и устойчи- вый рост уровня жизни. Именно эта цель была основополагающей в начале ра- дикальных преобразований России. Необходимо всем вспомнить зачем все это начиналось! Для реального возрождения страны и движения к единой, общепонятной цели необходимы: - активная социальная мобилизация всего российского общества, вовлечение в этот процесс энергии и сил всех слоев населения, - возрождение социальной ответственности предпринимательского слоя России, обеспечение эффективного функционирования экономики, - целенаправленное преобразование взаимоотношений и взаимодействия российского общества и государства через формирование системы переговорных процессов по обеспечению достойной жизни человека и защиты этого основного конституционного права граждан России, - возведение эффективной молодежной политики как ключевого элемента политики будущего в статус стратегически приоритетной для российского государства. Только с участием представителей российской молодежи должна разрабатываться и осуществляться соответствующая молодежная политика.

3. Право на защиту человеческого капитала. Преодоление российского системного кризиса и обеспечение будущего страны возможны только при условии, если общество и государство осознают и реализуют эффективное и бережное отношение к стратегически важным и редким экономическим ресурсам - профессиональному труду и предпринимательской инициативе. Это требует особого гуманистического отношения к человеческому капиталу, включающему в себя состояние здоровья населения, его профессиональный, культурный и образовательный уровни, определяющие способность народа к производительной и общественной деятельности. Только при эффективном использовании человеческого капитала возможно последовательное возрастание потенциала и укрепление мощи России в XXI веке. Именно молодежь - основной источник наращивания человеческого капитала в России. Ответственность молодежи перед будущим состоит, в том числе, в защите человеческого капитала. И мы будем за это бороться !

4. Право на достойное образование и востребованностъ российским обществом. Перспективы развития России в следующем столетии будут определяться динамикой нарастания ее интеллектуального и информационного потенциала. Необходимо в кратчайшие сроки выработать и начать реализацию чрезвычайной стратегии развития высшего и специального образования как предпосылки сохранения и умножения экономического ресурса страны. Российская молодежь - за реформу образования. Но такая реформа должна быть не самоцелью, а лишь способом создания качественного человеческого капитала. Национальная доктрина образования должна быть нацелена на создание условии для раскрытия и приумножения творческого потенциала российского общества, его эффективного использования для развития страны. Только при активном участии студенческой молодежи может быть разработана требуемая национальная доктрина образования.

5. Право на непосредственное участие в формировании новых правил и норм взаимоотношении В российском обществе. В условиях системного кризиса, в условиях нынешнего переходного периода объективно усиливаются процессы размывания формально существующих законов и норм. И здесь альтернатива одна: или полный беспредел, или власть Закона. Прочный и творческий порядок предполагает создание реального правового государства, когда законы действительно определяют эффективное функционирование государства и общества, когда законы едины для всех, а правовая культура объединяет общество. Поэтому молодежь должна иметь право на непосредственное участие в формировании законодательной базы России XXI века, начиная, прежде всего, с принятия Закона об ответственности (Закон "Об обеспечении согласованного уровня жизни граждан Российской Федерации") и Закона о молодежи.

6. Право на защиту будущего своей страны. Молодежь всегда была в российской истории наиболее патриотической частью общества. Мы считаем, что в основе патриотизма - неотъемлемое право личности быть необходимым своей стране. Молодежь в нынешних условиях, как никогда, нужна России и должна занять активную жизненную позицию в борьбе за будущее своей страны - России. Будущее объективно принадлежит молодежи и каким оно станет - ответственность молодежи. Молодежь должна стать равноправным социальным партнером в обществе и для государственной власти по выработке и реализации согласованных общенациональных целей развития. Во имя совместного и солидарного будущего молодежь должна объединиться в своем праве борьбы за будущее !

7. Право на езаимоответственностъ государства - общества - молодежи. У российского государства есть исторический долг и обязанности перед российским обществом, российской молодежью. У российской молодежи также есть свои обязанности и ответственность перед государством и обществом. Ключевое значение имеет то, чтобы эти обязанности и взаимоответственность обеспечили эффективное взаимодействие государства, общества и молодежи во имя сохранения страны, защиты его граждан и солидарной ответственности за будущее. Мы требуем от государственных властей всех уровней законодательного оформления наших стратегических прав. Мы будем добиваться этого всеми имеющимися у нас способами. Мы обращаемся ко всем гражданам России, обеспокоенным своим будущим и будущим своих детей, поддержать наши усилия и наши действия! Мы призываем всю молодежь страны к консолидации в защиту совместного будущего!
____________________________________________________________________


"Совместный научно образовательный проект
"Процессы самоорганизации и построение гражданского общества в свете вызовов XXI века"

Инициаторами совместного проекта выступили:
                Академия социальной и экологической защиты жертв катастроф
                Фонд спасения беспризорных детей
                Международная высшая школа "Новый Универсум"
Руководитель проекта Логвиненко В.П.

Проект поддержан Правлением Ассоциации выпускников столичных вузов как соответствующий целям и задачам Программы "Стратегическое развитие: вместе в XXI век".

Введение.

Как известно из теории права, нежелательные явления в общественной практике именуются по-разному: их называют отрицательными, негативными, антиобщественными, социальными аномалиями, социальной патологией и т.п. Не все из этих понятий равнозначны. Наряду с нарушениями социальных (правовых, нравственных, политических, этических и иных) норм в обществе происходят и другие, не менее опасные, явления и процессы. Таковы, например, кризисы и диспропорции в экономике, деструктивные демографические процессы (рост числа разводов, падение рождаемости) и пр.
    Современное состояние общественного развития в России, с позиций системного анализа, базирующегося на системных методах третьего поколения, соответствует этапу (зоне) системного кризиса и проявляется целой совокупностью признаков. Разрушенная (советская) система ценностей не получила эквивалентной замены. И, несмотря на то, что в обществе не провозглашены духовные приоритеты, а это объективно приводит к опусканию реальной системы ценностей на более низкий уровень, главным законом для человека сегодня (часто подсознательно) становится Нравственный Закон.
    При формировании данного проекта мы исходим из того, что нравственное сознание человека формируется в трех концептуальных формах: религиозной, научной и социальной. Причем, для социальной практики на современном этапе особое значение приобретает то, как сознание конкретного человека соотносится с целями государства (проявляясь, в частности, в патриотизме), с одной стороны, и как государство способствует формированию сознания человека, обеспечивая ему возможность развития, реализации гражданских прав и социальных потребностей.
    Особенностью современного этапа развития является то, что на повестке дня у человечества стоят проблемы, опережающие их научное осмысление (техногенная, ноосферная, социальная и экологическая проблематика). Необходимость решения этих проблем и других задач (демографический кризис, образовательная реформа, демократизация общества и др.) стимулирует развитие научных подходов к социальному управлению, включая разработку социальных нормативов, индикаторов и технологий.

    Известно, что концептуально-понятийная разноголосица, а часто отсутствие содержательного наполнения применяемой терминологии, снижает результативность коллегиальных усилий уже на уровне консультативного процесса (круглые столы, дискуссии, обсуждения и другие его формы), затрудняет процесс принятия решений. Осмысленная деятельность и управление в условиях понятийной несовместимости невозможна.
    Важным проявлением социальной ответственности сегодня становится особо внимательное отношение к достижениям отечественной науки. В обществе нарастают процессы самоорганизации граждан, проходящие в соответствии с объективными системными закономерностями и не всегда достаточно осознаваемые государственным аппаратом.
    Использование новых социальных технологий, базирующихся на корпоративной основе и технологий настоящего Проекта, позволит восполнить тот пробел в социальной проблематике, который отмечается на всех уровнях, включая участников процессов, наблюдающихся в настоящее время в обществе.
    В Проекте использованы термины, отмеченные (*), являющиеся интеллектуальной собственностью его участников и попыткой создать систему определений, отвечающих задачам социальной проблематики на современном этапе.

    Методология (метод и - логия), учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания

    Идеология* - совокупность понятий, определений и теоретических разработок, раскрывающих парадигмальные позиции, обусловленные мировоззрением и аргументированные с помощью философии

    Социальное проектирование* - подход, построенный на системных технологиях, позволяющий обеспечить достижение поставленных (сформулированных) целей социального развития.

    Социальная (от латинского socialis - общественный) технология* (от греческого techne -искусство, мастерство, умение и ...логия) системная совокупность методик, приемов и методов выявления закономерностей, формирования целей и задач социального развития и подходов к управлению социальными процессами.

    Модуль-проект* - автономный комплекс научно-практических, образовательных, консультативных мероприятий, обеспечивающий процесс создания и апробацию социальных технологий, направленных на развитие человеческого потенциала и решение проблематики социального развития.

    Образование* - процесс формирования у человека адекватного образа мира и способности формирования целей и способов их достижения

    Гражданское общество* - межнациональное сообщество граждан, объединенных рамками правового поля государства.

    Любая совместная деятельность (нескольких человек или всего общества) начинается с возникновения общего взгляда (миропонимания) участников этой деятельности и общности интересов.
    Известно, что наиболее общей формой мировоззрения на уровне всего социума является философия, которую можно рассматривать, как воплощенное в слове, общепринятое и достаточно четко отображенное социальное миропонимание.

    Ниже представлен алгоритм достижения социального результата:
              Сфера         иррационального
       Мировоззрение
          Философия
           Идеология
            Доктрина
           Программы              развития

При нарушении указанной выше технологии происходят сбои и изменения как в конечном результате (вплоть до получения противоположного результата), так и в организационной цепочке (в местах технологических нарушений). Например, при отсутствии разработанной философии, соответствующей духу времени, вместо нее возникает суррогатный заменитель, называемый в простонародье - сговор, который становится на место философии. Такое нарушение приводит, в свою очередь, к дальнейшим искажениям, откровенному влиянию кланов или криминальных групп, преследующих собственные, а не государственные, социальные цели. Именно эти явления хорошо проявляются в переходные периоды социального строительства, что ярко видно на фоне процессов, происходящих в нашей стране.
    Необходимость формирования синтетического стереотипа мышления, является базой новой геополитической философской парадигмы человечества, движущегося в третье тысячелетие. Наличие расширенного сознания (на основе синтезного мышления и нравственной личностной основы) является необходимым условием успешного перехода каждого индивидуума из уходящего настоящего в стремительно надвигающееся будущее.
    До настоящего времени у цивилизованного человечества доминировал аналитический стереотип мышления, возможностей которого уже явно не хватает для решения социально сложных задач. Формирование синтетического стереотипа мышления не отрицает аналитический подход к миропониманию, а дополняет его, приводя к расширению сознания человека. Необходимость расширения сознания одними из первых поняли восточные философы, что отображено в их многочисленных философских концепциях и духовных направлениях. Однако эта необходимость чаще всего оставалась на уровне декларативного пожелания, так как отсутствовала, либо была недостаточно ясной технология реализации процесса расширения сознания, в предлагаемых, интуитивно-эмпирических подходах.
    Мировоззренческая необеспеченность экономических реформ в России, на фоне смены парадигм глобального развития поставила перед человеком вопросы, которые не находят решения, ухудшая тем самым положение, в первую очередь социально незащищенных категорий населения, увеличивая количество нищих, бездомных и брошенных детей. Последствия углубления социального кризиса и его отдельных проявлений (например, беспризорность детей) выходят за рамки России как государства и носят системный характер.
    Если не предпринять усилий в установлении предлагаемой методологии, ее внедрении в массовое сознание и практику можно ожидать наступления социальных катаклизмов с непредсказуемыми результатами и последствиями.
    Как было отмечено участниками Круглого стола по проблематике социальной ответственности (21 февраля 2002 г.), организованного Советом социальных исследований Института Европы РАН при участии депутатов Государственной Думы, Института социальных инициатив, Академии Социальной и Экологической Защиты Жертв катастроф, современные проблемы могут быть решены только консолидированными усилиями. Подготовка кадров, способных взять на себя инициативу, руководство и содействие в решении сформулированных задач - одна из основных проблем для России.
    Исходя из вышеизложенного, Академией Социальной и Экологической Защиты Жертв катастроф, представительством МВШ "Новый Универсум" и Фондом Спасения Беспризорных Детей принято решение о подготовке совместного образовательного Проекта "Процессы самоорганизации и построение гражданского общества в свете вызовов XXI веке".

    Основная цель проекта: содействие процессам самоорганизации и формированию гражданского общества на основе создания современных научно - методических подходов в образовании и воспитании и использование их на практике.

    Важной предпосылкой к созданию проекта было проведение Конференции "Процессы самоорганизации и построение гражданского общества в свете вызовов XXI века".
    Участниками были выделены важнейшие задачи, необходимость решения которых продиктована современным состоянием общества:
    Организация подготовки кадров, способных взять на себя инициативу и работать над решением современной проблематики;
    Содействие реализации проекта "Поддержка детей, оставшихся без родительской опеки и попечительства".
    Создание Университета социальных наук как нового научного образовательного учреждения для содействия решению современных социальных проблем и вызовов XXI века.
    Содействие процессу формирования социальной активности граждан и способности населения к процессам самоорганизации и реализации прав человека
    Разработка программ профессиональной подготовки воспитанников детских приютов в сельской местности

::: Программы :::

 
ICQ: 132890966    Тел./факс.: (495) 772-47-93     E-mail: edu@avsv.ru  lvp@avsv.ru